Для
пуристов цепь является предметом фанатичной заботы, но все остальные
почти полностью ее игнорируют. Цепь не рассматривается как интересная
деталь или такая сексуальная, как переключатель, поэтому обычный подход -
это слегка смазать ее и смотреть как она неизбежно изнашивается.
Но цепь - это высокоточный инструмент, который, однако, выдерживает
нагрузки больше вашего веса. В ее составе больше деталей, чем в
остальном велосипеде, и такая сложность вызывает уважение. Нужно совсем
немного, чтобы разобраться, как правильно снимать, устанавливать и
ухаживать за цепью без особых усилий, облегчать ее работу и избегать
поломок в поездке. Об этом наш сегодняшний рассказ.
Соединительное звено.
Разные бренды используют собственные названия для соединительного
звена (разъемного звена, замка цепи) - Quick links, Easy links,
Powerlinks, все они служат одной цели - быстро разъединить цепь при
снятии и соединить при установке. Для цепей Shimano и Campagnolo
используются специальные соединительные пины (стержень, который
соединяет боковые пластины звена), но на большинстве остальных цепей
используются специальные разъемные звенья. Для большинства из них не
нужен специальный инструмент, вы можете расцепить и соединить цепь
голыми руками.
Внимание, для каждой цепи важно использовать соответствующее ей
соединительное звено. Не смешивайте разные соединительные звенья -
звенья для восьми и девяти скоростных цепей не будут работать с десяти
скоростными.
Всегда полезно иметь с собой соединительное звено или пин, это
окупается, поэтому если вы собираетесь в дальнюю поездку, обязательно
возьмите его с собой.
Исправление негнущихся звеньев.
Причина того, что звено жесткое, негнущееся в том, что боковые
пластины давят слишком сильно на ролик. К счастью на большинстве выжимок
цепи есть второй отсек, который используется именно для исправления
жестких звеньев.
Чтобы сделать звено легко гнущимся, расположите его во втором отсеке
выжимки и плотно закрутите выжимку вплотную к расклепанному месту пина,
на котором цепь плохо гнется. Затем поверните ручку на одну восьмую или
четверт полного оборота по часовой стрелке, надавливая на заклепку,
чтобы раздвинуть пластинки звеньев. После этого снимите выжимку и
проверьте гибкость звена.
Если необходимо повторите процесс, надавливая на заклепку с другой
стороны. Когда звено будет гнуться легко, осмотрите пин. Он должен
находиться по центру между пластинами и выступать на одинаковое
расстояние с обоих сторон звена, чтобы хорошо проходить через
переключатель передач.
Замена старой цепи.
При замене цепи чаще всего проще отмерить новую цепь, использую
старую и обрезать ее такой же длинны. Для цепей, в которых используется
специальный соединительный пин или разъемное звено, вам потребуется
вытащить пин из звена полностью, чтобы правильно обрезать цепь.
Если у вас нет старой цепи, чтобы отмерить по ней новую, оберните
цепь вокруг самой большой (внешней) ведущей звезды и самой большой
звездочке на кассете, минуя задний переключатель. Хорошо натяните цепь,
отметьте место, в котором соединяются концы цепи и добавьте к
отмеченному одно полное звено (одна половинка звена с внешними
пластинками и вторая половинка с внутренними пластинами). Снимите заднее
колесо и протяните цепь через переключатель, когда будете соединять
концы цепи.
Соединение цепи.
Если вы укорачиваете цепь до необходимой длинны и на ней не
используется специальный соединительный пин или звено, оставьте пин в
боковой пластине, когда будете вытаскивать звено. Пин должен немного
выступать из пластины внутрь звена. Это поможет закрепить звено на
противоположном конце цепи, когда вы будете устанавливать цепь на
велосипед.
Когда вы будете соединять концы цепи, вставьте пин в звено, таким
образом, чтобы он находился ровно по центру между внешними пластинками.
Если он будет выступать с какой-либо стороны сильнее, запрессуйте его
внутрь, чтобы пин с обоих сторон звена выступал на одинаковое
расстояние.
Для цепей Shimano используется профильный пин, который нужно
вставлять в звено направляющей стороной (помеченным концом) и с помощью
выжимки цепи запрессовать его в звено, при его запрессовывании будет
сначала один тугой участок, а затем второй, сразу после начала которого
нужно будет остановиться. На пине есть волны, которые находятся с обоих
сторон звена и если цепь соединена правильно, звено будет двигаться
свободно. Когда пин находится в нужном положении, направляющая часть
будет выступать из звена. Откусите ее открытым концом выжимки.
Уход за цепью.
Лучший способ продлить жизнь цепи - это регулярно чистить и смазывать
ее. Чистить ее можно не снимая с велосипеда специальной машинкой для
чистки цепи, затем нужно смазать каждый ролик, избегайте попадания
смазки на внешние части цепи.
Постарайтесь избежать соблазна крутить цепь в обратном направлении и
смазывать ее в спешке - это расточительно и может слишком нагрузить
звенья. Когда вы закончите, сотрите излишки смазки тряпкой. Смазывайте
цепь после сухих поездок, чтобы избежать ее ржавления и заклинивания.
Износ цепи.
Существует неправильное понимание, что цепь вытягивается при работе.
На самом деле эффект растяжения вызван роликами, которые изнашиваются.
Когда цепь изнашивается она деформирует зубья на звездочке, что в свою
очередь приводит к плохому переключению передач. Вы можете купить
специальный инструмент, чтобы обнаруживать износ звеньев, такой как
Rohloff Caliber. Другой способ - вы можете измерить длину 12-ти полных
звеньев. Если получится 308мм или больше, ваша цепь изношена и ее нужно
заменить вместе с кассетой.
Выжимка цепи и инструменты для проверки износа.
Существует огромное количество выжимок цепи. Для домашнего набора
инструментов вижимка большого размера проще в использовании для
размыкания и соединения цепи. Park CT-3 является фаворитом фирмы, но
более компактная модель CT-5 совмещает большую эффективность, благодаря
размеру, при этом она достаточно маленькая, чтобы ее можно было брать с
собой. Для определения износа цепи, вы можете использовать линейку, как
мы уже упоминали ранее, но специальные инструменты для определения
износа цепи более удобны, чтобы делать это регулярно. Компания
Wippermann делает простые и быстрые в использовании инструменты. Вы
вставляете его между нужным количеством роликов и если инструмент входит
легко, то цепь нужно заменить.