Сегодня
будет раскрыта довольно обширная тема поиска и устранения шумов на
горном велосипеде. Каждая комплектующая имеет свою собственную
инструкцию по установке и затяжке, поэтому статья может легко
превратиться в небольшую книгу. Вместо того чтобы на самом деле писать
книгу, мы собираемся резюмировать информацию о том, как найти и
исправить источник шум. Если вам придется заменить деталь, причитайте
инструкцию по её установке, а также уточните крутящий момент, с которым
она должна быть затянута.
Почему велосипед скрипит?
Современные MTB скрипят все также неприятно и часто, как раньше.
Конечно, вы можете установить современную подвеску, хорошо настроенные
дисковые тормоза и столько карбоновых деталей, что машины для F1 могут
позавидовать, но эти произведения велосипедного искусства будут издавать
странные шумы, исходящие непонятно откуда. Но как это возможно? И в чем
же причина этих отвратительных скрипов, которые могут испортить нам
настроение?
Эти шумы, так называемые "скрипы", как правило, появляются при трении
двух деталей. Иногда все может быть очень просто: например,
подседельный штырь и рама или руль и вынос, но чаще шумы появляются в
результате того, что две резьбы были затянуты не так, как указано в
спецификации производителя, и скрипят при нажиме на педаль или при
наклоне на повороте. На самом деле для возникновения шума деталь не
обязательно должна быть плохо затянута – фактически разница может быть
чрезвычайно мала – поэтому её иногда трудно отследить. Прибавим пыль,
грязь или воду, попавшую между деталями, и вы получите идеальную среду
для появления самого раздражающего звука в мире.
Возможно, вам придется использовать различные инструменты для поиска и
удаления надоедливых шумов, но самыми полезными будут правильная
затяжка и смазка.
Предупреждение: Хорошая новость заключается в том, что скрип не
является критичной проблемой, скорее всего, пришло время дать выходной
вашему велосипеду и окутать его своей любовью. Плохая новость - это не
всегда так, иногда шум – показатель того, что в раме есть трещины или
части, которые возможно разрушатся полностью. Вот почему важно не
допустить, чтобы эти скрипы и шумы оставались незамеченными долгое
время. Мы не хотим вас пугать, но это звук может быть предупреждением,
что рулевой стакан вот-вот отвалится от основной части велосипеда, или
что легкая система-двойник скоро развалится на три части. Если вы
потратите всего несколько минут на поиски источника звука, вам не
придётся разыскивать отпавшие передние зубья во время поездки, или
сгорать от стыда, выбираясь из кустов с вашим железным конем на плече.
Как найти причину: два основных оружия в борьбе против шума – это
смазка и информация о правильной затяжке. Тем не менее, часто самым
трудным бывает найти скрипящую деталь – не так просто услышать, откуда
именно исходит скрип. Горные велосипеды, особенно с алюминиевой рамой,
хорошо резонируют звук. Вы можете быть уверены, что скрип слышится у
заднего колеса, но не удивляйтесь, когда поймёте, что источником был
вынос руля. Хотя шум может исходить отовсюду, если деталь зажата или
вкручивается в другую деталь, в том числе и из переднего переключателя
или даже крепления для бутылки воды, существуют несколько частых
источников. Поэтому мы дадим вам несколько рекомендаций о том, как
изолировать шум и как легко найти его источник ...
Полезные советы перед началом работы:
Правильный момент затяжки очень важен для устранения скрипов и
шумов. Прочитайте инструкции по этому поводу от Park Tool, и обязательно
выясните, какой момент требуется для ваших деталей.
В зависимости от деталей, для устранения шумов необходимо
использовать густую или жидкую смазку или закрепитель резьбы. Важно
использовать не только правильный тип смазки, но также удалить излишки
после монтажа. Это только привлечет грязь и станет причиной более
громкого шума.
Инструменты, которые вам понадобятся, это набор шестигранных ключей,
ключей Torx, инструмент для ремонта каретки и гаечный ключ.
Каретка, шатун и педали являются наиболее распространёнными
источниками скрипа. Отправляйтесь на тихую улочку и с силой нажмите на
педали, зажав тормоза и оставаясь на месте (если вы будете стоять на
месте, вы можете не беспокоиться за скрипы в седле и подседельном
штыре). Вы не должны ехать слишком быстро, иначе шум вызовет движение
ваших ног, а не скорость. Прислушивайтесь к шуму во время быстрого
переключения передач вниз при каждом обороте педалей – Именно в этой
ситуации он возникает чаще всего. Нашли источник? В первую очередь
вычеркните из списка возможных причин самые простые. Снимите педаль и
очистите резьбу с обеих сторон, смазав каждую из них перед установкой.
Вновь поездите немного, проверяя наличие скрипа. Если он имеет место,
снимите шатуны и каретку с рамы. Очистите их, как следует – вам поможет
растворитель. Обязательно ознакомьтесь с инструкцией изготовителя перед
установкой деталей, а также смажьте ось шатуна и резьбу кареточного узла
и чашек.
Часто проблема появляется, если недостаточно затянуть болты
звездочек. Алюминиевые болты склонны к появлению скрипа ещё больше. Если
вы сделали все, описанное выше, но все же слышите шум, нажимая на
педали и оставаясь на месте, возможно, дело в них. Снимайте их по одному
за раз, чистите и смазывайте резьбу перед установкой. Никогда не
используйте закрепитель резьбы для болтов звездочек – он будет лишним и
усложнит ремонт в дороге.
Спицы и ниппели: Если механик сказал, что "колесо потеряло
напряженность", он имел в виду, что спицы ослабли, и вследствие этого
колесо гнётся под нагрузкой. Поэтому спицами и ниппели могут довольно
легко сместиться, даже если на ощупь вы этого не чувствуете, и именно
это смещение приводит к появлению шумов. Повторная протяжка колеса
должна быть сделана только специалистом. Смазка на основе воска сухая и
оставляет осадок, который более долговечен, чем смазка на основе
тефлона. Будьте осторожны и не допускайте попадания смазки на тормозной
диск.
Седло и штырь: Если вы подозреваете, что шум может исходить из места
соединения зажима седла или штыря с рамой, с силой нажмите на педали
(также нажав на тормоза), сидя и стоя. Если скрип исчезает, когда вы
стоите, есть шанс, что проблема именно здесь. Начните с маркировки или
измерений высоты седла перед тем как извлекать штыря, после чего
хорошенько очистите подседельную трубу изнутри (в том числе и зажим
подседельной трубы) и сам штырь. Установите его снова после нанесения
толстого слоя смазки или нескользкого соединения внутрь подседельной
трубы, штыря и зажим. Также имеет смысл снять седло со штыря и очистить
также поверхность зажима.
Задняя подвеска: цилиндрическая пружина при недостаточной
предварительной нагрузке, при столкновении с зажимом и шайбой, также
может шуметь. Можно начать именно с них, это гораздо легче, чем удаление
и смазка шарнирного болта, если надавливая на заднюю подвеску вашего
байка, вы слышите скрип. Просто зажмите пружину рукой, и посмотрите,
насколько туго она натянута и может ли стучать. Если да, то закрутите
шайбу на пол-оборота и повторите попытку. Затягивайте шайбу, пока
пружина не перестанет двигаться, но имейте в виду, что пружина должна
иметь лишь несколько витков при предварительной нагрузке. Небольшое
количество смазочного материала между концами пружины и шайбой также
может помочь, но не забудьте стереть излишки смазки, чтобы не
привлекать грязь.
Осевой механизм также может начать шуметь, хотя этот вариант
наверняка испугает доморощенного механика, так как придётся удалить оси
втулки и болты для смазки (при необходимости смазывая также закрепителем
резьбы) и затянуть их в соответствии со спецификацией, предоставленной
производителем. Хотя я и хотел бы рассказать об этом в данном выпуске,
это займет слишком много места. Если вы не уверены в себе, обратитесь в
местный магазин и попросите их выполнить данную процедуру. Эти деньги
будут потрачены не зря.
Роликовые колесики переключателя: Эти малыши часто издают
пронзительный звуковой сигнал, похожий на кричащую птицу, следующую за
вами. Вы узнаете, что они являются источником звука, если интервалы
между скрипом короткие и ритмичные и происходят при нажиме на педаль.
Снимайте по одному за раз, и очистите их хорошенько, перед тем, как
установить заново. Большинство роликов оснащены втулкой, которая,
несмотря на то, что продается сухой, будет работать лучше с небольшим
количеством смазки на основе тефлона. Если вы пользуетесь подшипниками с
уплотнением, снимите ножом уплотнитель и смажьте подшипник. Нанесите
небольшое количество смазки Loc-Tite на резьбу каретки для беговых
роликов заднего переключателя, чтобы предотвратить выпадение болта
ролика в пути, но будьте осторожны, смазка не должна попасть на или в
роликовые колесики.